Форум закрыт для публикаций и работает только для чтения.
Отзывы о работе магазина и товарах просим оставлять на сайте интернет-магазина https://ekits.ru

Изготовления печатной платы

Задаём вопросы, делимся опытом, высказываем мнения

Модераторы: Alexl81, Vitalii

Alexl81
Сообщения: 997
Зарегистрирован: 10 окт 2010, 11:09
Откуда: Россия, Челябинская область.
Контактная информация:

Изготовления печатной платы

Сообщение Alexl81 » 08 июл 2012, 10:11

Здравствуйте. Хочу поделится, как можно в домашних условиях изготовить печатную плату. Для начало нужно приобрести прозрачную плёнку, я лично пользуюсь "Плёнка Lomond [0705415/0707415] 100/125 мкм", куплиная в DNS. После того как нарисовали печатную плату, печатаем на лазерном принтере. В настройках нужно установить "негатив" и в "зеркальном" виде. Получаем хороший шаблон.
IMG_0817.JPG
Печатная плата на плёнке.
Далее берём стеклотекстолит с покрытием фоторезиста, к примеру ОСФ1.5. Отрезаем нужный кусок, снимаем защитную плёнку, смачиваем водой и прикладываем шаблон (тонером к плате). С помощью салфеток выдавливаем лишнею воду, и начинаем засвечивать (экспонировать). Я пользуюсь лампой OSRAM DULUXSTAR 23W, т.к. УФ у нас нет в продаже, засвечиваю примерно 4 минуты.
IMG_0818.JPG
Лампа
После засветки снимаем шаблон и помещаем плату в раствор "крота" (15мл - крота на 1 литр воды). Взбалтывая раствор наблюдаем как не засвеченный фоторезист растворяется, продолжаем до тех пор, пока все не засвеченные места очистятся до меди. Далее достаём и промываем в чистой проточной воде, и получаем примерно вот такую плату.
IMG_0821.JPG
Печатная плата перед травлением
Теперь печатную плату помещаем в раствор "хлорного железа", желательно подогретый (так быстрее происходит процесс травления). При травлении желательно взбалтывать раствор, можно пинцетом шевелить плату в растворе, или подать воздух для перемешивания раствора (аквариумный компрессор подойдёт). После травления, промываем проточной водой. Засвеченный фоторезист снимается более концентрированным раствором "крота". Далее лудим плату, если это делать паяльником то есть возможность отслоения медной дорожки от перегрева (что к сожалению иногда бывает). Я решил попробовать лудить сплавом "Розе", для этого взял консервную банку, налил кипятка и поставил на плиту. Насыпал чайную ложку лимонной кислоты, и для первого раза кинул 4...5 гранул сплава "Розе". После закипания, кладём плату к верху медью (для очистки меди), секунд 10 кипятим. Далее переворачиваем плату и прижимаем к дну ёмкости. Теперь опять переворачиваем плату в верх лужёной медью (на меди довольно толстый слой сплав "Розе"), и в кипящей воде держим плату одной деревянной палочкой, а второй с ватным тампоном водим по плате, от центра к краям (для удаления лишнего слоя сплава "Розе"). После того как удалилось всё лишнее, достаём печатную плату и промываем проточной водой. Вот что получилось.
IMG_0825.JPG
Луженая печатная плата
Далее паяем плату и получаем вполне не плохой результат.
IMG_0827.JPG
Плата в сборе
Всем удачи ;) .

Vitalii
Сообщения: 674
Зарегистрирован: 03 фев 2011, 20:11
Откуда: Тюменская область
Контактная информация:

Re: Изготовления печатной платы

Сообщение Vitalii » 08 июл 2012, 21:45

Отлично. ;) :)

aleks
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 14 апр 2011, 21:13
Контактная информация:

Re: Изготовления печатной платы

Сообщение aleks » 09 июл 2012, 17:37

Делал практически то же самое, но за основу взял сообщение Alexl81 от 13.01.2011г., а в нём указано другое время экспозиции. Кстати в своём последнем сообщении Alexl81 не указал расстояние от лампы до платы. Лампа - энергосберегающая 25W 2700K. Что не получилось?
Дорожки платы получились нечеткими(край дорожки размазан).
При травлении в "Кроте" часть дорожек смылась.
Может Alexl81 поделится опытом как получить четкие дорожки платы? :geek:
Показываю то,что получилось. Жду ваших советов.
Вложения
плата (2).jpg

Alexl81
Сообщения: 997
Зарегистрирован: 10 окт 2010, 11:09
Откуда: Россия, Челябинская область.
Контактная информация:

Re: Изготовления печатной платы

Сообщение Alexl81 » 09 июл 2012, 20:13

Здравствуйте. Хотел уточнить какую бумагу (или плёнку) Вы использовали? Потом у Вас лампа отличается на 2 Вт, казалось бы не много, но может испортить всё. Тут главное не пере светить по времени, попробуйте на маленьких кусочках потренироваться. Расстояние осталось тоже 3...4 см. Время отличается т.к. шаблон первоначально был на серой тонкой бумаге, а теперь на прозрачной плёнке. Ещё фоторезист встречается разный, серый и есть с фиолетовым оттенком крайне редко (как будто чуток засвечен), на сером получается более качественные платы. Судя по фото создаётся впечатление: 1 - передержали на свету (пере светили); 2 - передержали в растворе (также возможно крепкий раствор).

aleks
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 14 апр 2011, 21:13
Контактная информация:

Re: Изготовления печатной платы

Сообщение aleks » 09 июл 2012, 23:10

to:Alexl81
трафарет изготовлен на прозрачной плёнке для печати на лазерных принторах - плёнка та же, что и у вас. Для увеличения оптической плотности тонера трафарет обрабатывался дихлорэтаном.
концентрация щёлочи - 25 мл " Крота" на 1л воды.
время проявления - по мере появления рисунка.
Теперь вопросы:
можно ли трафарет изготовить заранее(ну,скажем дня за два до печати)?
надо ли водой смачивать трафарет?
раствор щёлочи является одноразовым, или его можно использовать повторно? :geek:

Vitalii
Сообщения: 674
Зарегистрирован: 03 фев 2011, 20:11
Откуда: Тюменская область
Контактная информация:

Re: Изготовления печатной платы

Сообщение Vitalii » 10 июл 2012, 16:30

Трафарет может хранится годами. Для увеличения плотности тонера, я трафарет подогреваю с помощью фена паяльной станции, струя воздуха под углом 45 градусов. Градусов 200 - 250 без фанатизма, несколько секунд вполне достаточно, и проверяем на просвет.

Alexl81
Сообщения: 997
Зарегистрирован: 10 окт 2010, 11:09
Откуда: Россия, Челябинская область.
Контактная информация:

Re: Изготовления печатной платы

Сообщение Alexl81 » 10 июл 2012, 17:15

aleks писал(а): можно ли трафарет изготовить заранее(ну,скажем дня за два до печати)?
надо ли водой смачивать трафарет?
раствор щёлочи является одноразовым, или его можно использовать повторно? :geek:
Да, можно заранее. Водой смачивать нужно (читайте выше), раствор щёлочи одноразовый, но после проявки ПП можно добавить ещё "крота", и данным раствором снимать остатки фоторезиста. Раствор я делаю 15мл на 1 литр, у Вас возможно крепковатый раствор, засветку пробуйте делать 3...4 минуты (не более). Увеличением плотности тонера я не занимаюсь, мне хватает вполне плотности принтера.

aleks
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 14 апр 2011, 21:13
Контактная информация:

Re: Изготовления печатной платы

Сообщение aleks » 17 июл 2012, 22:16

Сделал корректировку режимов изготовления платы.
Время экспозиции - 4мин.
концентрация раствора - 18%
расстояние от лампы до платы осталось 4см.
Показываю, что получилось. Надо принимать во внимание, что соотношение сторон платы - 2:1(66Х32).
Когда одна сторона платы протравилась на второй ещё не полностью обозначился рисунок. :geek:
Вложения
плата2.1.jpg

Alexl81
Сообщения: 997
Зарегистрирован: 10 окт 2010, 11:09
Откуда: Россия, Челябинская область.
Контактная информация:

Re: Изготовления печатной платы

Сообщение Alexl81 » 17 июл 2012, 22:24

aleks писал(а):Сделал корректировку режимов изготовления платы.
Время экспозиции - 4мин.
концентрация раствора - 18%
расстояние от лампы до платы осталось 4см.
Показываю, что получилось. Надо принимать во внимание, что соотношение сторон платы - 2:1(66Х32).
Когда одна сторона платы протравилась на второй ещё не полностью обозначился рисунок. :geek:
Вот уже луче получилось. Попробуйте уменьшить время засветки. Плату нужно размещать так чтоб свет падал более равномерно на всю плату.

bavbav
Сообщения: 160
Зарегистрирован: 09 июн 2009, 21:30
Контактная информация:

Re: Изготовления печатной платы

Сообщение bavbav » 22 июл 2012, 16:07

Лучше увеличить расстояние от лампы до платы, увеличив выдержку засветки.У меня допустим расстояние 45см при 10минутах.при этом разброс в 10% на качество платы не влияет.

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость